Познай свое имя

В нашу жизнь возвращается чудесный праздник - именины. Как и многие прочие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, больше того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось сложно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: "как на ... именины испекли мы каравай".
Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, поскольку он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители. Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Как правило накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем нередко начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В данный день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Зачастую царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились прочие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями. После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на "октябрины" и "звездины". Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, "почетные родители", зачастую младенца символически зачисляли в профсоюз и проч.
Борьба с "пережитками" доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила "Муху-Цокотуху" К. Чуковского за "пропаганду именин". Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей зачастую называли Ангелами их земных тезок; нельзя, впрочем, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) св., который следует непосредственно за днем рождения, впрочем существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного св., к примеру, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались больше важным праздником, чем день "телесного" рождения, помимо того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь - древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю подбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями - в честь родственников, к примеру. Именины обращают нас к одной из наших ипостасей - к личному имени.
Быть может, к древнему девизу "Познай себя" следует добавить: "Познай свое имя". Конечно, имя сначала служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать "на место в обществе - в настоящее время, наверное, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть также и почти забытый ныне, мистический смысл имени. В древности люди придавали имени намного большее значение, чем в настоящее время. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой ("хорошее имя - неплохой знак"). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, иризыванием благодати. В первобытном обществе к имени относились как к части тела, аналогично глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, больше того, зачастую считалось, что сколько существует имен - столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы применять его в родном племени. Нередко имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу.
От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В прочих - практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо либо даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить заболевание. Если же ребенок особенно много плакал - выходит имя выбрано неверно. У различных народностей долго сохранялась традиция наречения "обманных", ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал иной вариант защитных имен - непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья. В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели "малое" имя, известное всем, и "большое", которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных ритуалов. Особым почтением пользовались имена фараонов - в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших - неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию.
Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь - имя буквальным образом оказалось внутри тела! Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские "молочные" имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

Наречение имени по святцам
Во времена наших бабушек и дедушек широко распространенной традицией было называть младенца именем того из святых, память которого приходилась на день рождения малыша либо где-то поблизости. Все было гораздо проще, чем в настоящее время: родители не мучались трудным выбором, а пользовались церковным календарем. В крайнем случае, если имен было несколько, можно было выбрать покровителя с максимально "симпатичной судьбой" (то, что человек может пойти "по стопам своего ангела" и повторить его судьб ... Читать

Как выбрать имя для ребенка?
До 988 года ребенка нарекали прозвищем (оно могло меняться во время жизни), которое указывало на какие-то особые качества человека, поэтому в то время было бесчисленное множество говорящих имен ,к примеру, Владимир (владеет миром). Позже после крещения на Руси новорожденных называли по святцам ( в то время назвать ребенка было легко).После крещения возникли новые имена в основном греческие и латинские. Люди долго привыкали к иностранным прозвищам, поэтому у многих было два имени – мирское и церк ... Читать

Как имя вплетается в контекст индивидуальной судьбы
Итак, официально данные имена, в выборе которых человек почти не властен. Некоторые исключения определяются тем, что в отдельных законодательных системах человеку предоставлена возможность официально поменять имя по своему выбору. Так, женщины, вступая в брак, могут или принять фамилию мужа, или сохранить свою девичью фамилию. Наконец, в британской системе дворянских титулов человек, удостоенный титула, вправе выбрать имя по своему усмотрению. В целом, впрочем, я буду исходить из допущения, что ... Читать

Счастливое имя для ребёнка
Подбор имени — момент сильно ответственный, ведь родители принимают решение, какими качествами будет обладать их дитя. По мнению одних родителей, к примеру, максимально благоприятными являются спокойствие и терпимость, а прочие хотели бы видеть своего ребенка решительным и активным, способным постоять за себя. У ребенка же никто не спрашивает, каким он себя чувствует хоть в потенциале. Понятно, что большая часть родителей, особенно матери, довольно прекрасно чувствуют характер младенца, некоторы ... Читать

Воздействие имени на личные качества человека
В имени человека заключены его личность и душа. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени, да и сам человек нехорошо представляет себя без него. А если звучание имени вызы­вает в людях какие-то чувства, то эти чувства переносятся на носителя этого имени. Зачастую это бывает видно, что называет­ся, невооруженным глазом, к примеру, имя Лев, обычно, вызывает ассоциацию с «царем зверей» и соответствующие чувства, а ласковое «Левушка», не несущее никакой угрозы, вызовет, наверняка, симпатию ... Читать


имена, имени, именины, рождения, именин, считалось, время, обществе, больше, зачастую, именинника, именинные, именами, традиции, чтобы, пироги, праздником, наших, разносились, наречения

Оставить комментарий

Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код