Психологические образы имен

Как вы выбираете имя своему ребёнку? Под влиянием моды? Либо по совету родителей? Либо больше благозвучное? А задумываетесь ли вы о том, что имя, которое вы дадите своей дочке, сыну, в значительной степени повлияет на их характер, на то, как будут воспринимать имя они сами, окружающие люди? Об этом пишет доктор психологических наук, заведующая кафедрой Ростовского государственного университета Вера Александровна Лабунская.

ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ, ИМЯ И СУДЬБА.

Связаны ли они? Действует ли подбор имени на характер человека? Если да, то какой характер соответствует тому либо иному имени? По какой причине к одному человеку имя как бы «прилипает», а другого так и хочется назвать иначе? Такие вопросы задают многие из нас, особенно тогда, когда необходимо выбрать имя. Все перечисленные вопросы и подобные им можно свести к одному: «Зачем имя человеку и какова его роль в культурном, социально-психологическом развитии человечества?» По этому поводу размышляли учёные, писатели, художники, поэты.

Но максимально ясно и образно определил функции имени в истории человечества замечательный русский философ А. Ф. Лосев. Он писал: «Без имени — было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словом создан и держится мир...» Возникновение имени знаменует начало человеческого общения, которое считает выделение Другого и определение его социального статуса. Имя — стихия разумного общения живых существ... Без имени человек — антисоциален, необщителен, неиндивидуален, и, по мнению А. Ф. Лосева, он — человек, не имеющий имени, является «вечным узником самого себя,.. он — чисто животный организм».

ИМЯ — ЗНАК ПЕРСОНЫ

Личное название человека, способ различения людей. Но каковы основы выбора имени? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть способы выбора имени в прошлом и настоящем. Как известно, древний человек наряду с именем приобретал частицу опыта, отождествляя себя со всеми его прошлыми носителями. Через имя предков он приобщался к определённым социальным ролям, становился «ниточкой», связующей поколения. При помощи имени сохранялись образцы поведения. Имя выступало в роли социальной памяти, фиксирующей опыт жизнедеятельности конкретного человека. Оно выполняло функцию трансляции социального опыта целого поколения людей. Благодаря этим функциям, имя как бы задавало его носителю своеобразное пространство поступков, действий, мeтoдoв реагирования на окружающий мир. Оно определяло, — в силу существования реальных эталонов поведения, соответствующих этому имени, — судьбу человека, границы индивидуальности.

Роль образцов поведения в христианстве выполняли жития — описания жизни людей, причисленных церковью за собственные деяния к лику святых. Имена святых были зафиксированы в святцах. В соответствии с церковной традицией ребёнку давалось имя того св., чей день чествования приходился на день крещения. Имя, полученное при крещении, как бы задавало жизненный путь человека: он должен был поступать еще, как и св., чтобы заслужить его духовное покровительство. Повторяясь бесчисленное количество раз, имя закрепляло в массовом сознании соответствующие ему действия, поступки, отношения, черты характера, и тем самым приобретало силу влияния и воздействия на прочих.

Подбор имени «по образу и подобию», характерному для его носителя, или придумывание новых имён по тому же принципу было необходимо распространено в 20-х — 30-х годах. Имена вождей или переделанные их фамилии соотносились с определённым типом поведения, образцом жизни. В это же время с особой силой эксплуатируются магические функции имени: имя-призыв; имя-клятва; имя-заклинание. И то, что всегда и для всех народов было абсолютно естественным (в любви повторять любимое имя, в ненависти бранить ненавидимого через его имя), превращается в некий идеологический ритуал, значительный элемент тоталитарного сознания.

Сейчас подбор имени стал менее зависим от социально-нормированных мeтoдoв его присвоения. В основе выбора образца поведения лежит личное отношение к носителю того либо иного имени. И не смотря на то, что христианские традиции присвоения имени стали забываться, осталась сама идея: ориентироваться в ситуации выбора имени на «жития» конкретных людей. Современный человек может и не фиксировать своё внимание на имени, как на специфической социальной памяти, социальной установке. Впрочем очевидно, что он ждёт, пусть и не всегда осознанно, появления у Другого тех черт, которые были присущи носителю того либо иного имени. Он поощряет в соответствии с образцом одни действия и поступки и запрещает прочие, формируя тем самым личность, к примеру, ребёнка.

В определённое время, как отмечают социологи, в обществе заметно возрастает процентное соотношение какого-нибудь имени, иными словами, то либо иное имя становится модным. «Каков бы ни был механизм этого возрастания, — пишет знаменитый философ П. Флоренский, — самый факт его безусловно указывает на насыщенность данного имени, по крайней мере на данное время, значительным по признанию общества этого времени содержанием. С таким именем распространяется в обществе и комплекс известных представлений и эмоций».

Человек, одаряя свою дочь либо своего сына таким вот престижным именем, обычно, убеждён в том, что оно принесёт ребёнку особые возможности, качества, чувства. Народное представление именной типологии, по мнению П. Флоренского, не лишено смысла, и характеристики имён служат руководством в поведении. Из описаний П. Флоренского различных имён следует, что у имени есть внешность, ум, страсти, волевые свойства, отношения с миром людей и вещей, жизненный стиль. По сути, философ создаёт психографию имени и развивает, утверждает мысль о том, что имя, как и прочие социокультурные факторы, обусловливает жизненный путь человека, создаёт определённые рамки его развития, его психологический портрет.

Наряду с тем, ни один социокультурный фактор, взятый сам по себе, не может очертить диапазон развития человека. В этом смысле и имя человека — это только вероятностная модель его развития. Если исходить из сказанного, то диагностика личности и прогнозирование судьбы только на основе имени, будет напоминать ономантию — гадание по имени. Особенно сейчас, когда психокультурная суть имени претерпела изменения из-за потери ряда христианских и прочих традиций его присвоения.

Итак, всякий человек получает имя или выбирает его сам. Он так же не научился употреблять местоимение «Я», но знает, как его зовут, и обращается к себе по имени. Применяя имя, он вступает в контакт с другими людьми, проявляя при этом особую чувствительность к тому, как произносится его имя, он слышит его даже тогда, когда не может различить значения прочих слов. Определённые трудности в общении возникают тогда, когда он не знает либо искажает имя партнёра.

Выяснению содержания психологических образов имени, которые сложились у современного человека, посвящено изучение, проведенное Е. В. Троцевской. В нём приняли участие разные группы населения в возрасте от 18 до 35 лет. Участнику исследования говорилось: «Представьте себе такую ситуацию. Вы получили записку от своего товарища, в которой он вам пишет: „Я хотел бы, чтобы ты завтра познакомился с ... (называется имя)“. Вы не знаете этого человека, никогда не видели его, не имеете представления о том, как к нему относится ваш друг. Составьте психологический портрет этого человека, зная лишь его имя».

Нужно отметить, что выполнение задания не вызывало у участников исследования каких-или проблем, не смотря на то, что большая часть из них раньше никогда сознательно не занималось конструированием психологического образа человека на основе его имени. Данный факт также раз подтверждает, что в обыденном общении имя человека ассоциируется с определёнными психологическими особенностями его носителя, что оно является знаком символом, способом объективизации психологического мира личности.

Имена, предлагаемые участникам исследования, были выбраны из частотного словаря имён и являются самыми распространёнными: мужские — АЛЕКСАНДР, АЛЕКСЕЙ, ВЛАДИМИР, ДМИТРИЙ, МИХАИЛ, СЕРГЕЙ; женские — АННА, ЕЛЕНА, ОЛЬГА, ЕКАТЕРИНА, НАТАЛЬЯ, ВЕРА. «Психологические портреты» перечисленных имён анализировались в нескольких направлениях: внешность, экспрессия, черты характера носителя определённого имени, его отношение к себе и иным людям, особенности интеллектуально-волевой сферы, виды эмоционального реагирования, оценочные суждения. В конечном итоге обработки полученных данных оказалось, что почти каждое имя имеет несколько «психологических портретов».

Так, большинством участников исследования имени Алексей приписывались следующие черты: «мягкий, добрый, правильный, приятный (оценка внешности)». Разновидности психологического образа имени Алексей таковы: «весёлый, жизнерадостный, открытый» и «тихий, чувствительный, неудачник, покладистый, неуверенный». Оказывается, что человек с именем Алексей может быть и «сильным», и «слабым», и «общительным», и «замкнутым».

Имя Александр, в силу того факта, что многие участники исследования «лепили» его психологический образ исходя из деяний великих людей, носивших это имя, наделялось одними и теми же чертами: «умный, самолюбивый, волевой, целеустремлённый, агрессивный, мощный, поражающий своим величием, высокий, стройный, светлый (оценка внешности)».

В соответствии с тем же обстоятельством были едины участники исследования в психологической трактовке имени Владимир: «властный, умный, хитрый, общительный, твёрдый, спокойный, себялюбивый, мощный, хвастливый; внушительный, тёмный (оценка внешности)».

Психологический образ имени Дмитрий включает очень противоречивые черты, говорящие о некоторой двойственности натуры: «внутренне угрюм — внешне весел», «неординарный — посредственный»; «спокойный — агрессивный»; «несерьёзный и в то же время может быть практичным и глубоко проникать в смысл жизни». Дмитрий — «любим и уважаем, привлекает внимание» и наряду с этим «отталкивает, вызывает чувство недоверия».

По мнению участников исследования, человек с именем Сергей должен быть «самостоятельным, гордым, практичным, гибким, рациональным, эмоциональным, достаточно легко ранимым, противоречивым, общительным, веселым, любить удовольствия, иметь привлекательную внешность».

Многие участники исследования признавались в том, что когда они слышат имя Михаил, то у них появляется образ медведя. Видимо, подобного рода ассоциации повлияли на психологическое содержание образа имени Михаил: «толстый, неуклюжий, здоровый, тёмный (коричневый), консерватор, работящий, целенаправленный, добрый, спокойный, простой».

Психологические портреты женских имён, обычно, включают подробное описание внешности (лицо, цвет глаз, волос и т. д.). Анна — «красивая, внушительная, темноволосая, с небольшими глазами». Она — «женственная, добрая, таинственная». Иной «портрет» Анны — «взбалмошная, увлекающаяся, легкомысленная, энергичная, и придерживающаяся каких-или норм». Третий «портрет» Анны — «властная, независимая, неприступная, холодная, жестокая, серьёзная, гордая». В этих психологических портретах имени Анна представлены нужно распространённые типы женской натуры.

Имя Екатерина. Женщина с таким именем, по мнению большинства участников исследования, обязана быть: «привлекательной, высокой, дородной», иметь «крупные черты лица». Она — «царственная и величавая (видимо, по аналогии с царствовавшими особами), властная, сильная, целеустремлённая, жестокая, суровая». Противоположный по психологическому содержанию «портрет» Екатерины включает следующие черты: «маленькая, простая, хозяйственная, тёплая, серая, посредственность».

У имени Ольга еще несколько психологических портретов. Первый, самый распространённый: «светлая, стройная, высокая, привлекательная, здоровая». Она — «рассудительная и умная, стремится к семейному счастью, к комфорту, загадочная, несамокритичная, чувствительная и эмоциональная». Противоположный первому такой «портрет»: «властная, волевая, угрожающая, с элементами мужского стиля поведения». Между этими двумя «портретами» находится третий: «скромная, кроткая, простая, бесцельная». Три психологических портрета имени Ольга — три типа женщин, отличающихся способом реагирования на внешний мир, своей «Я»-концепцией.

Имени Елена, как и следовало ожидать, приписываются следующие качества: «красивая, яркая, броская, женственная, сексуальная». Елена — «изменчивая, противоречивая», имеет «высокое самомнение»; «себялюбива и эгоистична». Женщина, носящая имя Елена, обязана быть ещё «увлекающейся, общительной, отзывчивой и чувственной». Одним словом, соответствовать сложившемуся идеалу женственности.

Женщина по имени Наталья, по мнению участников исследования, обладает «практичностью». Она — «энергичная, умеет ставить цели и добивается их, обычно, находит своё счастье». «Другая» Наталья — «добрая, мягкая, нежная, приятная, плавная, нравится мужчинам» и «третья» Наталья — «вспыльчивая, ей сложно общаться», она — «несчастная, ущербная, глупая». И опять три психологических портрета, в которых представлены три типа поведения, отношения, общения с окружающим миром.

Имя Вера, не смотря на его очевидное социокультурное значение, еще имеет три психологических портрета. Вера — «лёгкая, светлая, целенаправленная, последовательная, сдержанная, терпеливая, надёжная, трудолюбивая». Вера — «полная, тёплая, круглая, домашняя, простая, неглупая и практичная». Вера — «холодная, худая, гордая, твердая, интеллигентная, умная».

Таким образом, имя человека наделяется необходимо отрефлексировапными психологическими чертами. Если их обобщить и представить в виде двухполюсной шкалы (со знаком + и -), то, как мужские, так и женские имена, в соответствии с их психологическими портретами, в равной степени могут быть отнесены и к одному, и к другому полюсу. Каждое имя имеет «портрет» со знаком + (добрый, умный, уравновешенный, целеустремлённый, общительный и т. д.) и противоположный этому со знаком — (злой, глупый, вспыльчивый, бесцельный, замкнутый).
Каждая из названных черт или символизирует нравственное начало человека (добрый — злой), или его интеллектуальный потенциал (умный — глупый), или указывает на его эмоциональную стабильность — нестабильность (уравновешенный — вспыльчивый), или говорит о свойствах воли (целеустремлённый — нецелеустремлённый), или подчеркивает степень общительности (общительный — замкнутый).

За счёт разнообразия психологических черт, входящих в разные структуры личности, появляется целостное представление, включающее максимально ценные для совместной жизнедеятельности свойства, качества, отношения. В данной связи подбор имени происходит не столько потому, что за одними закреплены черты со знаком +, а за другими со знаком -, сколько в соответствии с тем социально-психологическим стереотипом имени, который подтверждается опытом взаимодействия с его носителем либо в соответствии с художественными прототипами и бытовыми ассоциациями (Михаил — медведь, Елена — прекрасная и т. д.).

Имя будет оказывать воздействие на личность человека и на его судьбу не столько в связи со звучанием, сколько в связи с его конкретным психологическим содержанием, типичным для той либо другой социальной среды. И если для определённой субкультуры являются, к примеру, незначимыми психологические черты имени Елена, то можно ожидать распространение прочих имён, за которыми закреплены ценные для этой общности черты.

При этом многое зависит от того, какой психологический образ имени актуален и распространён. Он в сконцентрированном виде представляет приемлемый и ценный для субкультуры тип личности. Поэтому одно и то же имя как культурно-психологическое явление может задавать разные рамки развития человека.
Выбирая имя либо присваивая его другому, осознайте, что оно для вас из этого следует в психологическом плане. От этого зависит не только ваше взаимодействие с носителем имени, но и в определённой степени путь развития его личности.

Влияние имен на судьбу человека
О поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени писал в начале нашего века русский исследователь С. Р. Минцлов. Основываясь на анализе имен выдающихся личностей прошлого, он пришел к выводу, что среди Алексеев наиболее часто попадаются расчетливые люди, Александры, обычно, весельчаки, а Петры в большинстве — люди тихие, негромкие, но с твердым и упрямым характером. Сергее, предполагает Минцлов, нередко являются отцами выдающихся людей: Пушкин, Грибоедов, Тургенев, ... Читать

Воздействие имени на личные качества человека
В имени человека заключены его личность и душа. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени, да и сам человек нехорошо представляет себя без него. А если звучание имени вызы­вает в людях какие-то чувства, то эти чувства переносятся на носителя этого имени. Зачастую это бывает видно, что называет­ся, невооруженным глазом, к примеру, имя Лев, обычно, вызывает ассоциацию с «царем зверей» и соответствующие чувства, а ласковое «Левушка», не несущее никакой угрозы, вызовет, наверняка, симпатию ... Читать

Как имя вплетается в контекст индивидуальной судьбы
Итак, официально данные имена, в выборе которых человек почти не властен. Некоторые исключения определяются тем, что в отдельных законодательных системах человеку предоставлена возможность официально поменять имя по своему выбору. Так, женщины, вступая в брак, могут или принять фамилию мужа, или сохранить свою девичью фамилию. Наконец, в британской системе дворянских титулов человек, удостоенный титула, вправе выбрать имя по своему усмотрению. В целом, впрочем, я буду исходить из допущения, что ... Читать

Выбор имени для мальчика
Прежде всего, выбирая имя для мальчика, надо помнить о том, что когда-нибудь он станет отцом. Следовательно, необходимо подобрать такое имя, из которого получится красивое и несложное для произношения отчество. Некоторые родители выбирают давать детям редкие либо нетипичные для нашей национальности имена. Прежде чем использовать свою яркую креативность при назывании сына, стоит подумать о будущих внуках – каково будет им с отчеством «Джонович», «Ветрович», «Ангеловна» либо «Карлосовна»?Многие пс ... Читать

Выбор имени по дате рождения
Исследования показывают, что влияние имени на характер и судьбу человека очень многогранно и сложно и, увы, при этом совершенно недостаточно изучено. Поэтому рекомендуется при выборе имен ваших детей пользоваться старой системой святцев. В святцах было указано, на какой день каждого месяца приходится чествование того или иного святого. Если следовать им, то, по крайней мере, вы обеспечите своему ребенку покровительство свыше.Январь1.Григорий, Тимофей. 2.Даниил, Игнатий. 3.Петр. 4.Анастасия. 5.Ге ... Читать


имени, человека, исследования, черты, психологических, человек, соответствии, людей, может, знаком, поведения, именем, этого, развития, мнению, личности, Елена, когда, участников, портрет

Оставить комментарий

Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код